Стратегический бомбардировщик американских ВВС В-52 Stratofortress 4 января во время учебного полета в районе базы Минот (Северная Дакота) потерял турбореактивный двигатель производства компании Pratt & Whitney. В буквальном смысле — двигатель отвалился и разлетелся при ударе о землю на мелкие фрагменты. Несмотря на столь серьезную аварию, самолет удалось посадить, благо остались еще семь моторов. Экипаж не пострадал. Судьба аварийного самолета пока не решена: будет ли он списан или же после ремонта на заводе «Боинга» продолжится его эксплуатация.
Перед Дальней авиацией США уже давно остро стоит проблема замены В-52, которому уже несколько раз продлевали срок эксплуатации, несмотря на постоянно нарастающие, связанные с исчерпанностью ресурса, отказы различных систем. И вот, похоже, прозвенел последний звоночек. Однако окончание эксплуатации старослужащего бомбардировщика намечено на 2040 год. Считается, что к этому времени подоспеет новая разработка — бомбардировщик нового поколения В-21, созданием которого занимается компания Northrop Grumman.
При обсуждении проблемы изношенности В-52 довольно часто пытаются провести параллель между этим самолетом и советским Ту-95, который также был принят на вооружение в середине 50-х годов. Однако такое сопоставление некорректно. Компания Boeing прекратила выпуск своего дальнобойного тяжеловеса B-52H в 1962 году. Основная же масса самолетов вышла из заводских цехов в конце 50-х. Стоящий на вооружении Дальней авиации России ракетоносец Ту-95МС был спроектирован в конце 70-х годов. Тогда же и начались его испытания. А серийное производство началось в начале 80-х годов. Так что наш «старослужащий» годится американцу в сыновья, поскольку разница в их возрасте минимум 20 лет.
Авария тем не менее была воспринята командованием ВВС США весьма благодушно. То есть, дабы не раздувать панические настроения, представитель командования Линда Фрост заявила: «Предварительная оценка обстоятельств инцидента не указывает на наличие проблемы для всего флота бомбардировщиков». Несмотря на то, что ряд высокопоставленных военных настаивает на проведении серьезного расследования аварии, полеты B-52 решено не приостанавливать, и никакого расследования не будет. «Это всего лишь обычный отказ двигателя», — успокаивает их министр авиации Дебора Ли Джеймс.
С 1956 года в авариях был потерян каждый седьмой B-52, не считая сбитых в бою. На первом этапе эксплуатации основными причинами катастроф были конструкторские недоработки и человеческий фактор. В последние 20 лет все более дают себя знать усталостные разрушения конструкции планера и систем самолета, а также возникающие на борту пожары. Однако усталостных разрушений системы крепления двигателя и мотогондол до настоящего момента зафиксировано не было. И это более опасное и тревожное явление, чем неисправность двигателя, о которой заявила Дебора Ли Джеймс.
Хотя и с двигателями для старослужащего бомбардировщика тоже серьезная проблема. Дело в том, что компания Pratt & Whitney уже давно прекратила их производство. И латание прорех состоит в том, что расходуется запас моторов, долгие годы хранящихся на складах в законсервированном состоянии. Их извлекают и разбирают на запчасти, чтобы проводить ремонт изнашивающихся Pratt & Whitney TF33-P-103. К настоящему моменту запас двигателей на складах приближается к критическому уровню. А до 2040 года, когда В-52 собираются выводить из состава ВВС США, остается еще 13 долгих лет.
Надо сказать, что если сейчас стратегическая авиация США находится на должном уровне боеготовности за счет эксплуатирующихся семи десятков В-52, то ее ближайшее будущее выглядит довольно туманным. Если «старички» вдруг начнут сыпаться по причине усталости конструкции, то их начнут массово снимать с вооружения. И останутся два десятка B-2 Spirit. Потому что 63 самолета B-1B Lancer — это не стратегический, а тактический бомбардировщик, не приспособленный для использования ядерных боезапасов.
При этом крайне смутно просматривается судьба B-21. Его разработка находится на самом начальном этапе. В прошлом году был выбран генеральный исполнитель проекта — компания Northrop Grumman. Она запросила для себя столь комфортные финансовые условия, что на руководство компании с непарламентскими выражениями обрушился главный американский ястреб — сенатор Джон Маккейн. После чего бюджет серьезно урезали, намереваясь получить на выходе программы недорогой бомбардировщик «прекрасный во всех отношениях». Дискуссии вспыхнули с новой силой. Не только независимые эксперты, но и командование ВВС США считает, что концепция перспективного бомбардировщика выбрана неверно. И что задешево невозможно получить 180 эффективных самолетов — именно столько запланировано закупить для стратегической авиации, начиная с середины 30-х годов. Хоть самолет не столь и дешев. Сейчас его предполагаемая цена составляет 560 млн. долларов. Но, разумеется, впоследствии она приподнимется еще.
То есть американцы намереваются в очередной раз наступить на одни и те же грабли. Предыдущее «наступление» — это проект «дешевого» истребителя F-35, который все более и более превращается в чемодан без ручки. О чем мы скажем чуть ниже.
Что же касается судьбы Дальней авиации России, то тут мертвой зоны в будущем не ожидается. Естественно, Ту-95МС прослужат еще не более полутора-двух десятилетий. Но для них уже сейчас начинает готовиться замена. До 2020 года будут модернизированы до уровня Ту-160М 10 ракетоносцев «Белый лебедь». С 2023 года начнется производство глубоко модернизированных Ту-160М2. Планируется построить 50 таких машин. Эти самолеты в своем классе являются лучшими в мире, уступая B-2 лишь по малозаметности. Однако, как единодушно считают эксперты, малозаметность практически не влияет на качество бомбардировщиков Дальней авиации, вооруженных ракетами с рекордной дальностью полета.
Ну, и наконец, о проблемах американской истребительной авиации. 6 января выяснилось, что ввод в строй американского палубного истребителя F-35C может быть задержан на неопределенное время. Во время опытной эксплуатации обнаружились серьезные проблемы со стойкой шасси. Во время катапультного старта с авианосца возникает вибрация, способная травмировать летчиков, а также дезориентировать их в момент взлета. «Колебания головы пилота достаточны, чтобы повлиять на способность контролировать обстановку и управлять полетом, что создает угрозу для безопасности», — сообщает издание Business Insider.
В результате опроса пилотов 74 из них оценили свои ощущения как средний уровень возникающей от вибрации боли. 18 заявили о более сильной боли. Один пилот сообщил о «сильной и продолжительной» боли.
Один из главных принципов, который был заложен в программу создания F-35, — сокращение расходов за счет использования одного планера и максимальной унификации узлов и механизмов для трех модификаций самолета: F-35А (обычный наземный), F-35 В (с укороченным взлетом и вертикальной посадкой) и F-35С (палубный истребитель). То есть эти три модификации должны обеспечить потребность в новых самолетах ВВС, Корпус морской пехоты и ВМС США. И не только США, но и целого ряда стран, входящих в НАТО.
В результате погони за дешевизной получился «неуклюжий» планёр, который не обеспечивает высоких скоростных и маневренных характеристик. Существует целый ряд проблем, которые требуют продолжения конструкторского сопровождения и не позволяют использовать самолет в качестве полноценной боевой машины. Что же касается «идеальных» характеристик F-35, которые задекларированы производителем, то и они вызывают у потенциальных покупателей этого истребителя из других стран пока еще не слишком громкий ропот. И многие задумываются о расторжении контрактов на закупки. Дело в том, что было проведено несколько компьютерных сражений этой машины с другими истребителями. И F-35 в подавляющем большинстве боев проигрывает буквально всем — от «старичка» F-16 до вполне современного F-22. Кстати, проигрывает и нашему Cу-35C.
Так что довольно туманным выглядит будущее американской истребительной авиации. И дефицит начинает ощущаться уже сейчас. В декабре стало известно, что из-за проблем с F-35C Корпус морской пехоты начинает извлекать из небытия находящиеся на авиационной свалке списанные истребители-бомбардировщики McDonnel Douglas F/A-18С Hornet, которые после ремонта поступят на авианосцы. А эти самолеты эксплуатировались с середины 70-х годов. Для истребителей это уже глубокая старость.
В настоящий момент к Корпусу морской пехоты приписаны 375 F/A-18С. Есть и около сотни самолетов более ранних модификаций — А и В. Разговоры об их замене более современными самолетами палубной авиации начались уже давно. Волне реальным был вариант закупки истребителей Boeing F/A-18E Super Hornet. И закупки в 2001 году начались. Однако вскоре компания Lockheed Martin заморочила всему миру голову обещаниями скорого развертывания суперистребителя F-35. Пентагон переориентировался на журавля в небе, решив, что получит превосходное отношение цены к качеству. Хоть цена по сравнению с истребителем «Боинга» оказалась и запредельной — 108 млн. долларов против 67 млн. долларов. Качество же оказалось превосходным в основном в рекламных буклетах производителя.
Такая же ситуация и с еще одним легким истребителем — наземным General Dynamics F-16 Fighting Falcon, который эксплуатируется с 1979 года. Сейчас в ВВС США их почти девять сотен. Его замена на F-35A — это почти катастрофа, явный шаг назад. Дело в том, что в ВВС США была проведена серия реальных учебных воздушных боев между этими двумя самолетами. И F-16 разбил на голову гнилой товар Lockheed Martin.